Алтаец и Алтайка
В первый момент испытываешь смешенные чувства: в программе анонсировано выступление полного ансамбля Алтай Кай, на картинке изображено пятеро мужчин в расцвете лет будто прямо сейчас спустившихся к нам с гор, поющих ни на что не похожими голосами. А на сцене видишь дуэт: мужчина и женщина в традиционных одеждах с загадочными инструментами, поют мелодичные и стремительные, как бег лошади, песни. Но позже все объясняется: ансамбль готовил новую программу, не успел согласовать ее с организаторами концерта, и был дан другой анонс. Нехорошо, конечно, на Западе так не делают, но у музыкантов другой менталитет. Аудитория разделилась на две части: те, кто пришел на заявленный состав и на его традиционное звучание, были разочарованы, но тем, кто пришел слушать Музыку, очень понравилось.
Привыкнув к составу, еще больше удивляешься самому выступлению: в Москве, где почти каждую неделю проходят этнические концерты, приезжают знаменитые музыканты и традиционные певцы, "владеющими всеми стилями горлового пения", выступает алтайский дуэт, не стремящийся удивлять экзотикой - и этим удивляя! На концертах звучали песни мелодичные, ровные, стремительные, красивые в своем минимализме: струнный инструмент топшур, "одна палка два струна", как язвительно отзывались в начале концерта, за счет кожаной верхней деки и искусства исполнения, передает очень богатую палитру звуков, чувств, отношений. Солист не просто владеет "всеми стилями", но владеет ими мастерски, легко меняя по ходу песни; ритмика плотно идущего потока слов сочетается с ритмикой аккомпанемента, в которой слышится стук копыт коня - то ровная поступь, то бешенные скачка.
Гордо выпрямленный силуэт певца во время исполнения фрагмента героического эпоса своего народа как бы сам, без понимания слов говорил о величии и силе, и интонация, манера, уверенная игра, сильно укрепляли это ощущение. Певец слегка раскачивается в такт спокойных, неторопливых песен, создает ощущение трансовой причастности к происходящему. Особенно ярко это проявлялось на выступлениях в чайных клубах "Ист" и "Матэ", где музыканты пели без микрофонов, и сама атмосфера располагала к медитативно-созерцательному познанию мира. В "Ротонде" был напротив исполнен большой отрывок героического эпоса. Это был единственный клуб, где музыканты играли "на бис": плотная программа (более часа) многим понравилась. (К слову сказать, многие традиционные коллективы исполняют программу по 30-40, а то и 20 минут). Под конец гастролей музыканты сыграли блюзовый джем в клубе BBKing к немалому обоюдному удовольствию ансамбля и московских блюзмэнов: оказывается, большинство традиционных песен можно положить на блюз и получается очень интересно, эмоционально, красиво. В отличие от первых, еще несколько сырых экспериментов в области слияния современных ритмов и традиционного фольклора: попытка спеть под электронную фонограмму в "Доме" вызвала улыбку даже у самых сильных поклонников этого стиля.
По подсчетам независимых экспертов на концертах побывало более 300 человек.
Со слов слушателей.
Приглашаем всех, кто посетил концерты АлтайКая, поделиться своими впечатлениями.
Пишите или оставьте свой отзыв в Гостевой книге.
Купить диски и кассеты Алтай Кай можно у TA-MUSICA
Там же можно приобрести алтайские варганы - комусы, шаманские бубны и прочие этнические инструменты
и узнать концерты Алтай Кай и иных этнических групп