Голос Алтая
В марте в Москве прошли гастроли ансамбля Государственной филармонии Республики Алтай АлтайКай. В зависимости от программы состав Алтай Кая доходит до шести человек. В этот раз в Москву приехал дуэтный проект ансамбля - Эмиль и Радмила Теркишевы с презентацией нового альбома "Аттар". Концерты прошли в "Клубе на Брестской", чайных клубах "Ист" и "Матэ"; самая полная программа была продемонстрирована в "Доме", а избранные песни - на кратком концерте в "Белых Облаках"; завершилась гастрольная неделя АлтайКая концертом "Под куполом Звездной Юрты" в клубе "Ротонда".
Программа, которую привезли музыканты в Москву, авторская - слова и музыку пишет Эмиль Теркишев. Эмиль - самый молодой и талантливый музыкант Алтай Кая, горловому пению он обучался в Горном Алтае и Хакасии, владеет всеми его стилями. "Аттар" в переводе значит "конные скачки" - традиционное, очень популярное на народных праздниках соревнование. Так называется одна из песен одноименного альбома: аккомпанемент топшура создает ритм конских копыт, голос певца передает стремительность скачек, напряжение всех сил, жажду победы... Песни Эмиля разнообразны по тематике, но каждая по-своему воспевает Алтай, любовь автора к родной земле, и все исполнение пронизано этим чувством. Эмоциональность - оригинальная черта манеры Эмиля, она отличает его от других исполнителей горлового пения и позволяет слушателям, даже не понимающим язык, попасть в мир песен и воочию увидеть красоту гор и долин Алтая, услышать шум его бурных рек, проехаться на быстром скакуне.
Опора на народную традицию первична для творчества Эмиля. Значимость этого могли оценить слушатели, пришедшие в культурный центр "Дом", где в заключение концерта были исполнены две песни в электронной обработке. Приблизившись к современной популярной культуре, песни потеряли свое самобытное звучание, тогда как под аккомпанемент народных алтайских инструментов они поднимаются над временем, воплощая собой саму культуру алтайского народа.
Эмиль и Радмила владеют многими народными инструментами, каждый из которых обладает своим незабываемым голосом: у дьядаана (скифской арфы) в песне "Эл Ойын" задумчиво-пронзительная, в начале медлительная, но расходящаяся плавным кружащимся танцем мелодия; у икили, двухструнного смычкового инструмента звук немного хриповатый, и его мелодия словно напоминает о чем-то безвозвратно ушедшем; тунур (бубен) передает и громовые раскаты в горных ущельях, и эхо лошадиных копыт, стук которых воспроизводится на комусе (алтайском варгане) и на топшуре, сопровождающем большую часть песен. Этот струнный безладовый инструмент на Алтае почитается как сакральный, шаманский, его передают из поколения в поколение, не показывая посторонним, сохраняют, даже если никто в семье на нем не играет. В репертуаре АлтайКая есть песня, посвященная такому топшуру, изготовленному в 18 веке.
И конечно же алтайская фольклорная традиция немыслима без горлового пения - кая. На концертах были продемонстрированы стили каркыра, комей, тумчук каркыра, тумчук комей, сыгыт. Некоторые слушатели, привыкшие к использованию горлового пения как особого рода музыкального инструмента, своеобразного дополнительного аккомпанемента, были удивлены, услышав непосредственное исполнение низким голосом слов песен. Именно в свободной артикуляции и преобладании низкого стиля (каркыра) состоит главное отличие алтайского горлового пения от традиций других народов. В дуэте чистый женский голос, дополняющий мужское горловое пение, звучит особенно нежно, но самое удивительное сочетание получается при одновременном исполнении певцами партий в разных тональностях.
Эмиль Теркишев - Кайчы, народный сказитель, и традиционно в начале каждого выступления исполнялся отрывок из народного героического эпоса. Говорят, шаманы, когда исполняют эпос целиком (что может длиться несколько суток подряд) воочию видят жизнь легендарных героев, о которых повествуют, и все присутствующие при исполнении прикасаются к живому прошлому. Кто когда-либо видел поющего кайчы, не забудет его отрешенного лица, обращенного в бесконечность взгляда. Глаза Эмиля при пении закрыты, словно бы он видит в это момент родную землю, первозданная сила которой слышна в глубоких гулких обертонах кая, и каждый слушающий имеет возможность прикоснуться к этому источнику, открыть для себя и сохранить в сердце частицу древнего Алтая.
И. Смирнова
Приглашаем всех, кто посетил концерты АлтайКая, поделиться своими впечатлениями.
Пишите или оставьте свой отзыв в Гостевой книге.
Купить диски и кассеты Алтай Кай можно у TA-MUSICA
Там же можно приобрести алтайские варганы - комусы, шаманские бубны и прочие этнические инструменты
и узнать концерты Алтай Кай и иных этнических групп